Слово «качество» часто можно услышать в самых разных разговорах. Что же люди обычно под ним подразумевают?
Когда человек говорит «качественно сделано», он имеет в виду, что сделано «на совесть», без ошибок, что это «что-то» не сломается на следующий день или через неделю. Люди говорят, что они купили качественный автомобиль; что ремонт в их квартире сделан качественно; что ведущий нападающий их любимой футбольной команды вышел на качественно новый уровень; что на прошлой недели они посещали круглый стол, посвященный стандартам качества предоставления муниципальных услуг и т.д.. При этом все окружающие прекрасно понимают, о каком качестве идет речь. Однако если кто-то сообщит, что ему сделали качественный сайт, далеко не каждый сможет дать однозначный ответ – что такое качественный сайт?
Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разложить процесс создания сайта на составляющие части и дать определение качественности каждой из них.
Первым этапом создания сайта обычно является разработка ТЗ (техническое задание). Что надо понимать под качественным ТЗ? На наш взгляд – это задание, в котором подробно, четко и исчерпывающе описаны структура сайта, содержание всех страниц сайта (также содержатся прототипы будущих страниц), а также подробно описана работа всех функциональных модулей и их взаимосвязи. Опираясь на наш опыт, можем отметить, что разделы ТЗ должны быть взаимосвязанными, то есть не противоречить друг другу. Также должны быть учтены все нюансы и мелочи, которые в дальнейшем могут привести к ошибкам в работе сайта. Повторимся, ТЗ должно быть максимально подробным, чтобы в дальнейшем ни дизайнеры, ни разработчики ничего не додумывали.
Важно понимать, что качественный сайт можно сделать и без ТЗ. Например, одностраничный landing. Написание ТЗ для такого сайта будет лишней тратой времени.
Второй этап создания сайта – разработка дизайна. Понятие качественности дизайна очень тонкий вопрос. Ведь мнение о качественности дизайна – это по большей части субъективное мнение человека, основанное на его вкусовых предпочтениях. К нам часто обращаются с точными запросами: «Надо сделать точно такой же сайт, как …». В пример при этом приводят откровенно слабые и неудачные работы. Но именно эти работы почему-то зацепили людей.
Также можно услышать мнение, что нормально оценивать дизайн могут только люди со вкусом, и при этом «вкус - он либо есть, либо нет». Однако нам доводилось слышать спор двух очень мощных арт-директоров из солидных контор, по полной программе критикующих работы друг друга. Их в отсутствии вкуса не заподозришь.
На наш взгляд, ответить однозначно на вопрос что является качественным дизайном, а что нет – нельзя. Можно лишь выделить несколько основных принципов качественного дизайна, а все остальное, действительно, дело вкуса. Вот эти принципы:
Описать качественность 3 этапа - верстки – проще. Любой человек сразу заметит, если верстка на сайте где-то «поехала», что-то «развалено» и т.д. Полагаем, очевидно, что первый фактор качественности верстки отсутствие явных ошибок.
Второй важнейший момент – кроссбраузерность. Так как посетители сайтов пользуются разными браузерами, важно, чтобы сайт во всех браузерах отображался одинаково корректно. Иначе велика вероятность, что посетитель может покинуть сайт, и конверсия не состоится.
Можно привести еще несколько критериев качественности верстки: использование современных технологий HTML5 и CSS3,соответствие мировым веб-стандартам (W3C), использование микроформатов, семантичность.
Финальный этап разработки сайта – программная часть. Тут, казалось бы, должно быть все просто – работает сайт нормально и работает. Отправляются через формы сообщения, принимаются заказы – все отлично.
Однако это не совсем так. Нормальное функционирование сайта – лишь «обязательная программа» качественной разработки. Помимо корректной работы всех функциональных модулей мы можем выделить еще 2 критерия качественности: